В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Целью констатирующего эксперимента является выявление психологического уровня развития ребёнка вновь прибывшего в детский дом и соответствие его возрастной норме, выявление проблемы для последующего составления программы социально – педагогической реабилитации.
Основные задачи:
Определение социального статуса ребенка;
Собрать сведения о состоянии физического и психического здоровья ребёнка;
Оценить социальную адаптацию исследуемого ребёнка в окружающей его социальной среде;
Проверить текущую успеваемость ребёнка.
Исследовательская работа была проведена в школе-интернат № 1 города Воронеж в период сентябрь-октябрь 2011 - 2012 учебного года. В эксперименте участвовал один ребёнок (девочка) дошкольного возраста 6 лет. Так же в эксперименте участвовали 2 работника этого учреждения (1 учитель и 1 воспитатель), с которыми отдельно проводилась беседа. Всего в эксперименте участвовало 3 респондента.
Необходимо отметить, что данный педагогический эксперимент является естественным и проводился с ребёнком без нарушения учебно-воспитательного процесса в форме классных часов и развлечений.
На первом этапе определялся социальный статус ребёнка. Для этого были изучены документы, выяснены его биография, проведена беседа с работниками школы-интерната, которые участвовали в его учебно-воспитательном процессе. У медицинского персонала выяснялся уровень её физического здоровья. Был изучен детский коллектив, в котором живёт девочка.
Было выяснено, что девочку зовут Оля, и попала она в детский дом с рождения: родители её были лишены прав на ребёнка из-за пьянства. Уровень её физического развития и здоровья – удовлетворительный. Бытовые условия, в которых растёт ребёнок, удовлетворяют санитарным нормам. Успеваемость Оли, по сравнению с другими ребятами в группе, ниже, со слов педагогов, девочка не проявляет старания к учёбе.
Далее, определялся уровень психического развития ребёнка с помощью специальных методик, разработанных для детей психологическим центром "Адалин".
Первая методика предназначена для оценки устойчивости внимания. Ребёнок внимательно разглядывал рисунок, на котором изображены 7 переплетенных линий. Необходимо было проследить взглядом каждую дорожку от ее начала до конца и дать правильный ответ.
Следующая методика предназначена для оценки цветовосприятия, в которой ребенку предложены рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Необходимо было назвать и раскрасить эти фрукты в соответствующий им цвет.
Для оценки словесно-логического мышления применялась методика, в которой девочке были показаны 2 группы предметов общих по смыслу (по 4 в каждой группе). Необходимо было найти лишний предмет, не подходящий по смыслу.
Далее оценивалась зрительная память, где девочке показали шесть картинок, и в течение 30 секунд она их пыталась запомнить. Затем ей необходимо мыло назвать то, что она запомнила.
Следующая методика направлена на оценку слуховой памяти, в которой ребёнку прочитали 10 слов, а затем попросили назвать то, что он запомнил. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 5.
Затем проводился тест на оценку смысловой памяти, где ребёнку прочитали 4 фразы и попросили повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.
Далее оценивалась "Культура общения" с помощью теста-наблюдения, в котором ребёнок наблюдался в течение недели и оценивалось насколько он спокойно общался со взрослыми и детьми разного возраста, негромко говорил в общественных местах, не привлекая излишнего внимания, с уважением относился к труду взрослых; охотно ли выполнял просьбы и поручения взрослых, соблюдал ли правила поведения в группе детей.
На заключительном этапе диагностики проводился тест-наблюдение "Оценка эмоционально-волевой сферы", в котором ребёнок оценивался в процессе повседневной деятельности в течение недели.
Детская областная общественная организация - научное общество учащихся
"Поиск"
Научное общество учащихся "Поиск" - детская областная общественная организация одаренных школьников и учащейся молодежи Омска и области, занимающейся научно-познавательной деятельностью. Ст ...
Психолого-педагогические аспекты развития композиционных навыков у учащихся
среднего звена
Целью данного параграфа является изучение возрастных и психологических особенностей учащихся среднего звена, осуществление анализа научных сведений о развитии навыков и умений средствами тематическог ...