В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
– определить место исторического материала в уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;
– отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;
– наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более полно обсуждены данные вопросы.
Представим также формы включения историко-математического материала. К ним относятся:
На уроках:
– исторические отступления на уроке (беседа 2–10 минут);
– сообщение исторических сведений, органически связанных с программным материалом;
– специальные уроки по истории математике.
На внеурочных занятиях:
– математические кружки;
– историко-математические вечера;
– стенная газета;
– внеклассное чтение;
– домашнее сочинение;
– составление альбомов и альманахов;
– работа по сбору «народной математике»;
– сообщение учителя или учащихся на классном собрании;
– беседы, лекции, доклады учителя или приглашенных научных работников;
– просмотр специальных научно-исторических кинофильмов и диапозитивов.
Выделим основные принципы, на которых строятся познавательные задания историко-математического характера. Ими являются:
– охват основных тем школьного курса математики;
– актуальность темы для истории края страны;
– раскрытие общих закономерностей в историческом развитии науки, особенностей в развитии отечественной математики;
– разнообразие познавательных заданий по форме и содержанию, по степени трудности их выполнения;
– учет интересов учащихся.
Использование познавательных заданий приводит к положительным результатам тогда, когда имеет место:
– систематическая постановка заданий;
– постепенное и последовательное их положение;
– осознание учащимися роли и значения заданий для развития их познавательных способностей;
– максимальное приближение заданий к потребностям и основным тенденциям интеллектуального развития учащихся.
Рассмотрим требования к разработке системы познавательных заданий исторического характера. К ним относятся:
– глубокая научность материала заданий;
– органическая связь с программой по математике;
– направленность заданий на приобретение новых знаний, на повторение и закрепление их, на развитие умений и навыков, на использование различных источников и методов исследования;
– задания по возможности должны носить проблемный характер, ориентировать на самостоятельный поиск, исследование и вызывать повышенный интерес.
Математика и история-две неразрывные области науки. Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Но этой же особенностью математической науки в значительной мер объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходима требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, – такая дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.
Особенности организации и методика проведения уроков в
зависимости от возраста и подготовленности учащихся
Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, в ...
Становление и развитие системы начального образования
Значительная часть американских педагогов и родителей связывает перспективы развития начальной школы с распространением альтернативного образования, для которого характерен отказ от рутины и стандарт ...