В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Формирование индивидуальной физической культуры (ФК) каждого школьника - главная цель ФВ в общеобразовательной школе. При этом выделяется несколько главных задач, решение которых гарантирует достижение цели. Среди них выделяют следующие: формирование мотивационно-потребностной сферы ФК; формирование системы физкультурных знаний; обучение двигательным умениям и навыкам; обеспечение необходимого уровня физической подготовленности в различных упражнениях. Традиционно решение всех обозначенных задач возлагается на классно-урочную форму (Рис.3.). И это понятно, ибо необязательный характер других форм (ФВ) не гарантирует результата.
Рис.3. Структура традиционной модели использования форм организации ФВ школьников при решении задач ФВ
На наш взгляд, на современном этапе классно-урочная форма ФВ должна сосредоточиться преимущественно на решении образовательного блока задач ФВ школьников: на формировании системы физкультурных знаний и обучении двигательным, гигиеническим, методическим умениям и навыкам. В то время как задача по формированию необходимого уровня физической подготовки и частично задача формирования мотивационно-потребностной сферы ФК должны решаться преимущественно через внеклассные формы ФВ. Роль внешкольных форм ФВ должна быть приближена к внеклассным. Однако они одновременно должны обеспечить формирование спортивного и рекреационного компонентов индивидуальной ФК школьника. В целом школьно-урочная форма должна обеспечить формирование базового компонента ФК, а внеклассная и внешкольная - индивидуально-вариационного (Рис.4).
Таким образом, современный урок ФК должен быть направлен на реализацию образовательного вектора ФВ. Это означает, что он должен быть максимально приближен к урокам по общеобразовательным предметам (истории, математике, физике, биологии…). Его основное назначение в формировании системы физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, а также мотивационно-потребностной сферы ФК. В связи с этим должна быть введена другая типология, классификация уроков ФК. Должны быть разработаны и введены в школьную практику модели теоретического, теоретико-методического, теоретико-практического, методического и других уроков ФК. Двигательная активность школьников на таких уроках не должна концентрироваться на развитии двигательных качеств. Она должна быть связана с практическим закреплением теоретико-методических знаний, двигательных и методических умений и навыков школьников, а также с решением физкультурно-рекреационных задач.
Рис.4. Новая модель использования форм организации ФВ школьников при решении задач ФВ
Внеклассные формы ФВ должны взять на себя основной груз по формированию необходимого школьникам уровня физической подготовленности в разнообразных упражнениях. В этом деле их должны дополнять внешкольные формы ФВ, которые одновременно должны предоставлять школьникам возможность для ФВ со спортивной направленностью. Внеклассные и внешкольные формы должны максимально удовлетворять субъектность школьника и содействовать формированию индивидуальной траектории ФВ. Однако необходимо понимать, что свою новую функцию внеклассные формы не могут выполнять на условиях полной добровольности. Поэтому они должны обрести черты обязательности, сохранив при этом для школьника свободный выбор любой из них. Иначе говоря, ученики в обязательном порядке не меньше трех раз в неделю должны посещать физкультурно-спортивные кружки или секции в своей школе или в микрорайонных социально-образовательных учреждениях. Но выбор видов физкультурных занятий должен быть предоставлен самому школьнику. Внеклассные и внешкольные формы ФВ должны проектироваться и трансформироваться в зависимости от изменений в потребностной физкультурно-спортивной сфере молодого поколения. В связи с чем могут разрабатываться локальные, региональные, целостно-территориальные модули, ориентированные на оказание различного круга физкультурных услуг детям и молодежи. Фундаментальной почвой всей внеклассно-внешкольной работы должна выступать идея формирования индивидуальной физической культуры школьника. Новая организация такой работы должна помочь социуму и ученику в достижении обозначенной цели.
Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников
В педагогической практике ощущается потребность в диагностировании, т.е. процедуре постановки диагноза. «Диагноз» (греч.) означает «определение», «распознавание». Диагностика – (греч. – «способность ...
Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Как уже отмечал ...