В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Творца от человека нетворческого отделяет «пропасть». Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.
Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка влияют на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности.
Творчество народных мастеров, как уже отмечалось, не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группах у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки.
Поэтому в свободное от занятий время многие дети с увлечением изготавливают для своих игр самые разнообразные угощения для кукол. Это могут быть печенье, пироги, торты, конфеты. Все эти предметы требуют красивого оформления, и у ребенка есть возможность самостоятельно, в спокойной обстановке, не торопясь, вылепить эти предметы: посуда для сервировки кукольного стола, декоративные пластины для украшения стены в комнате. Это развивает инициативу, у них появляется желание внести в игру или в быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость. Было бы хорошо, если бы у детей появилось желание сделать красивые предметы для своего дома. Родители вполне могут предоставить детям возможность заниматься декоративной лепкой в домашних условиях.
Итак, вся работа по ознакомлению детей с предметами декоративного искусства и декоративной лепкой должна строиться по двум направлениям. Первое — это самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества, второе — самостоятельное создание детьми интересных, красивых, декоративных предметов из глины.
Как показывает практика, оба направления действуют одновременно и дополняют друг друга. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть продуманы условия, стимулирующие детей к данным видам деятельности.
Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.
Конечно, не всем приемам работы с разными материалами воспитатели имеют возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
Цель работы:
1. Изучить теоретические основы методики ознакомления дошкольников с глиняной игрушкой.
2. Разработать перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с глиняной игрушкой.
История возникновения и развития филимоновского промысла
«Жемчужина народного искусства»
Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон Н.Денисов
Филимоновская игрушка - старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века.
Возникновение промысла.
Промысел игрушки возник в середине ХIХ в. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.
Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди – солдаты, барыни 2)животные – олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции – «Любота», «чаепитие», «тройка». Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
Особенности производства.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Особенности филимоновской игрушки.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. П. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.
Роспись игрушек.
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХв., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.
Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их
влияния на семейное воспитание
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социаль ...
Место игровой деятельности в педагогическом
процессе. История развития игровой деятельности
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...