В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Определенность детской природы можно видеть в её совершенстве или несовершенстве. Теорию совершенства детской природы с наибольшей решительностью защищали Жан Жак Руссо и Л.Н. Толстой.
Основанием этой теории считается утверждение, что взрослые вскоре портятся искусственной культурой, дети рождаются неиспорченными существами. Они как бы прямо выходят из рук Творца, многовековая порча человечества не касается их. Они чисты, совершенны, прекрасны, все их естественные стремления добры и хороши. Только со временем, от соприкосновения со взрослыми и усвоения их культуры, они портятся и разрушаются. Поэтому задача воспитания будет двойная: с одной стороны, нужно как можно больше предоставлять детям свободы, вполне полагаться на их природу, потому что она добра и совершенна; с другой стороны, нужно как можно более энергично охранять дитя от тлетворного влияния культуры взрослых. Самая первая задача воспитания отрицательная, не нужно ничему учить дитя, а должно заботиться о том, чтобы лет до 12 ничего не было сделано. Ничего не было выучено.
Самым нерешенным вопросом этой теории является вопрос о совершенстве детской природы. В чем же она совершенна? Руссо в своей теории, не опирался ни на какие факты.
Совершенство детской и общечеловеческой природы заключается в её гармоничности. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, гармонии и красоты. Чувства правды, красоты и добра не зависимы от степени развития и выражают только гармонию отношений в смысле правды и красоты. Ложь есть не соответственность в смысле истины. Абсолютной же правды нет. Постепенно, с каждым шагом жизни, первоначальная гармония человека расстраивается больше и больше. Человек развивается негармонично. Одна сторона больше, другая меньше. В таком одностороннем развитии заключается главное и высшее зло, потому что оно все дальше и дальше отодвигает нас от нашего идеала - первоначальной гармонии, свойственной ребенку. Развитие человека принимается большей частью за цель и идеал, и в этом заключается вечная ошибка всех теорий воспитания, т.к на самом деле цель и идеал состоят в гармонии и развитии. Необходимое развитие человека не только не есть средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие, вложенное Творцом. Помочь ребенку устранить указанное зло взрослый не может, потому что он более испорчен, в нем самом несравненно меньше гармонии, чем в ребенке. Как бы ни было, неправильно развитие ребенка, в нем остаются еще черты первоначальной гармонии. Умеряя развитие ребенка или, по крайней мере, не содействуя ему, можно еще надеяться достигнуть хотя бы некоторого приближения к правильности и гармонии; но взрослые постоянно, непрерывно развивают ребенка и таким образом все более и более удаляют его от первообраза гармонии. Где же доказательства того, что детская природа действительно гармонична? Доказательства следующие. Между учениками своей Яснополянской школы Толстой встретил двух крестьянских мальчиков 10 - 12 лет Федьку и Семку, которые поразили его способностью художественного творчества, а в творчестве - чувством меры. Федьке "чувство меры было так сильно, как ни у одного из известных мне писателей, - то самое чувство меры, которое огромным трудом и изучением приобретают редкие художники, а между тем оно во всей его первоначальной силе жило в неиспорченной детской душе". По отзыву Толстого, Федька, "как только я дал ему полную свободу, перестал учить его, написал такое поэтическое произведение, которому подобно не было в русской литературе - Солдаткино житье"
Толстой не только не мог помочь или указать Федьке и Семке в деле художества, но и едва - едва и то только в счастливую минуту возбуждения был в состоянии следить за ними и понимать их.
Яснополянские мальчики были не только способные художники, но и вообще талантливые дети поднимавшие и понимавшие разные общие вопросы философского характера. Во время одной вечерней прогулки Федька спросил Толстого: "Для чего учиться пению, зачем петь?" (У мальчика был чудесный голос и огромный талант к музыке)".
Другие доказательства, приводимые Толстым, состоят в том, что здоровый ребенок ближе к неодушевленным существам: к растениям, к внешней природе вообще, которая постоянно представляет нам ту правду, красоту и добро, которых мы ищем и желаем, и что во все века и у всех народов ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты.
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях
индивидуализации обучения
Современное образование все настойчивее обращается к проблемам, непосредственно связанным с интересами, запросами, жизненными ценностями людей. Но при этом важно, чтобы систематическое изучение основ ...
Аффективные дети
Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайн ...