В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В данном разделе нам хотелось бы рассмотреть, к какому результату могут привести описанные выше методы повышения самооценки подростков, передача ему ответственности за его собственные решения, попытки научиться уважать себя.
Через некоторое время после того, как вы передадите ребенку ответственность за его собственные решения, вам следует ожидать последствий этого в диапазоне от быстрого улучшения ситуации до разного рода вспышек. Если вы готовы к ним, они не будут пугать вас, и если вы тверды и искренни в своих намерениях и действиях, передавая подростку ответственность за его собственные решения и пытаясь научить их уважать себя и окружающих, то эти вспышки, скорее всего, будут слабыми и кратковременными. Когда они прекратятся, а это обязательно произойдет, если вы будете следовать нашим рекомендациям, у вас будет полное право радоваться позитивным и благоприятным изменениям исходной сложившейся ситуации.
Прежде чем начинать применять все эти идеи в общении с подростком: не сдавайтесь. Предлагаемый нами подход весьма эффективен, гораздо более эффективен, чем это может показаться на первый взгляд, и иногда его применение почти сразу приводит к разрешению сложных для подростков, их родителей и учителей ситуаций. Во многих случаях это требует большего времени. Вы можете оказаться в числе тех взрослых, которые какое-то время либо совсем не видят перемен, либо видят лишь незначительные изменения в подростках и в самих себе даже тогда, когда, кажется, сделано все, что мы рекомендуем. Важно продолжать следовать предлагаемому подходу и быть предельно внимательным к тем случаям, когда, даже не отдавая себе в этом отчета, вы все еще продолжаете вести себя по-старому. Используя предлагаемый подход к повышению самооценки подростков, вы вырабатываете и для себя, и для подростка новое восприятие окружающего.
Все, что вы делаете согласно приведенным выше рекомендациям, на самом деле помогает, положительные результаты будут накапливаться и приведут вас к тому, что ваш подросток приобретет адекватную самооценку, что поможет родителям и учителям сформировать у них правильные жизненные ценности и адекватное социальное поведение.
Приведенные в работе методы повышения самооценки подростка позволили выделить новые стороны в формировании личности в период подросткового возраста и связи между этими сторонами. На начальном этапе подросткового возраста возникает что-то новое. Необходимо выделить центральное новообразование этого периода, определяющее другие моменты, основные изменения и позволяющее объяснить всю симптоматику развития.
Повышение самооценки подростка может проявляться в учении, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в интересующих занятиях. Повышение самооценки может быть различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться подростку взрослыми. Так, повышение самооценки в учении может быть действительной или существовать в виде “свободы в учении”, например, при отсутствии контроля в семье. Повышение самооценки во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена подростку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля за этой стороной жизни ребенка.
Полученный нами материал дает основание считать, что формирование у подростков самооценки происходит в практике отношений с окружающими, построенных по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой подросток ориентируется на образцы и эталоны взрослых. Формирование самооценки связано с развитием самостоятельности подростков. Если самостоятельность сознательно предоставлена подростку взрослыми, то между формирующимся у подростка чувством самооценки и отношением к нему со стороны старших противоречие не возникает, а потому нет неудовлетворенности отношением взрослых и, соответственно, нет и оснований для проявления различных форм протеста и доказывания своей взрослости. Если самостоятельность подростка возникает только из-за определенных обстоятельств жизни при сохранении отношения взрослых к нему как к маленькому, то появляется противоречие между этим отношением и формирующимся у подростка чувством самооценки, которое обнаруживается в столкновениях и конфликтах подростков и взрослых.
Понятие дидактической игры
Игра – это “дитя труда”. Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру. Ребёнок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически нед ...
Изучение психологического климата коллектива
Критерием взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат - совокупность отношений членов группы: 1) к условиям и характеру совместной деятельности; 2) к членам коллектива; ...