В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В завершении урока учащиеся выполняют ряд упражнений по данной теме, приобретая и закрепляя тем самым навыки работы с новым материалом. Кроме того, по данной теме учащимся задается задание на дом.
Как видно из вышеперечисленного, в ходе урока учитель при объяснении данного материала использует методы беседы, рассказа, объяснения. Благодаря наводящим вопросам, учащиеся включаются в мыслительный процесс. Здесь рационально использовать наглядность, в качестве которой ведущую роль отводят химическому эксперименту. Важно провести связь типов реакций с процессами, происходящими в жизни (например, процесс выделения меди на железном гвозде свидетельствует о его разрушении, данный процесс разрушения металла присутствует повсеместно).
После знакомства с реакциями обмена учитель вновь предлагает обсудить две реакции. Таковыми могут быть, например, следующие:
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 и MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O.
В чем заключаются сходства и различия данных реакций? Обсуждая вместе с учителем данные модели процессов, учащиеся должны прийти к следующим выводам:
сходство проявляется в том, что количество исходных веществ и продуктов реакции одинаково; одним из продуктов в обоих случаях является соль MgSO4;
различие: исходными веществами одной из реакции являются сложные вещества, в другой – простое и сложное;
реакции относятся к разным типам.
Получив эти ответы, или наводящими вопросами подведя учащихся к ним, учитель предлагает рассмотреть еще две реакции:
FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O и FeCl2 + H2SO4 = FeSO4 + 2HCl.
Опять в ходе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:
участвующие в реакциях вещества относятся к разным классам неорганических соединений (FeO – основной оксид и кислота, FeCl2 – соль и кислота);
при данных реакциях сложные вещества обмениваются составными частями (атомами или группами атомов);
реакции относятся к одному типу.
Реакции между сложными химическими веществами, в результате которых происходит обмен между атомами или группами атомов, называются реакциями обмена.
Как о частном случае реакций обмена учителю необходимо рассказать учащимся о реакциях нейтрализации. После ознакомления и записи следующих правил, свидетельствующих о возможности протекания реакции:
в ходе реакции образуется вода;
выпадает осадок;
выделяется газ;
учащиеся излагают характерные признаки реакций обмена:
CuSO4 + NaOH, HCl + K2CO3, NaOH + HCl.
Изучение проводится следующим образом:
запись уравнений реакции,
работа с таблицей растворимости,
вывод о возможности протекания реакции,
экспериментальная проверка.
Проведя экспериментальную проверку, учащиеся отмечают отсутствие видимых признаков последней реакции. Учитель поясняет, что данная реакция является реакцией нейтрализации, а реакции такого типа необходимо проводить в присутствии индикаторов, по изменению окраски которых и нужно судить, что реакция прошла.
Таким образом, учащиеся получают на основе атомно-молекулярного учения первое представление о классификации реакций. В дальнейшем, сформированное на этом уровне представление о классификации претерпевает ряд качественных и количественных изменений и дополнений. Так наблюдается усиление изучения количественной стороны процессов (изучается закон сохранения массы, закон Авогадро и следствия из него и др.). В количественном описании химических реакций, в прогностику возможностей их протекания вносит вклад изучение элементов термохимии: тепловой эффект, термохимические уравнения. Их познание опирается на первоначальные энергетические представления.
Развитие логического мышления старших дошкольников
Цель: повысить уровень развития логического мышления дошкольников посредством арифметических задач. Задачи: Подобрать арифметические задачи для включения их в занятия по формированию элементарных мат ...
Проблемы воспитания в современной России
С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы – от столь привы ...