В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
С точки зрения педагогического использования исследовательского подхода к обучению важной теоретической и методической задачей является описание общей последовательности действий ребенка при проведении им учебного исследования или выполнении творческого проекта. Для характеристики общей схемы проведения учебных исследований школьниками прежде необходимо найти ответ на вопрос о том, какой является последовательность действий, при проведении научных изысканий, какие стадии обычно характерны для исследований профессионального исследователя. Для этого обратимся к трудам известных специалистов.
Большую популярность в психологии творчества получила концепция этапов творческого процесса французского математика Жюля Анри Пуанкаре. Описывая процесс творчества в математике, он выделяет черты, характерные для любой творческой деятельности:
- более или менее длительный период сознательных усилий, направленных на достижение цели;
- инкубационный период – внешнее отвлечение от работы, во время которого происходит бессознательное продуцирование и отбор различных идей, ведущих к цели;
- инсайт – неожиданное решение, происходящее, словно само собой, без специальных усилий;
- обработка и проверка найденного решения.
Эта схема описывает деятельность любого творческого человека, и она интересна с точки зрения практики исследовательского обучения.
Одну из наиболее удачных, а потому и наиболее популярных такого рода схем разработал в 19 веке известный чешский математик Бернард Больцано. Он выделил 14 приемов эвристической деятельности, которые называл «искусством открытия»:
1.Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничивать область исследования.
2.Оценить, является ли истинный ответ на поставленный вопрос возможным с точки зрения имеющихся знаний.
3.Разбить задачу на подзадачи и подвопросы и искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
4.Прямо вывести решение из уже имеющихся знаний, если это возможно.
5.Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
6.Совокупность четвертого и пятого приемов.
7.Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
8.Проверить точность использования логических приемов.
9.Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
10.Выразить все понятия решаемой задачи в «целесообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
11. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
12. Результат решения формулировать логически строго.
13. Оценить все «за» и «против» полученного результата.
14. Решать по возможности с большим сосредоточением внимания на задаче.
Подобных перечней и схем существует множество (Викельгрен В.А., Дункер К., Конгвингтон М.К., Понамарев Я.А., Хаес Дж. Р. и др.) их создавали многие специалисты в разные времена. Общая характеристика этапности исследования поучительна, но более интересен процесс разделения детского исследования на отдельные этапы.
Психофизическое развитие детей в онтогенезе
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двига ...
Развитие памяти в процессе учебной деятельности
Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер ...