В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Уильям Килпатрик дал следующую характеристику метода проектов:
"Это - метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он отмечал, что проектный метод имеет не только положительные, но и теневые стороны. Недостаток метода в том, что он не всегда применим, потому что не всегда бывает возможно пробудить в ребенке достаточно сильную целеустремленность. Преимущества в его процессуальности, в возможности «соприкасаться с фактами лицом к лицу». Излагая историю метода проекта, нельзя не упомянуть имя другого американского педагога Э. Коллингса, работы которого отображали педагогические идеи Джона Дьюи и У.Х. Килпатрика. В своей работе "Опыт работы американской школы по методу проектов" он приводит примеры различных проектов, выполняемых школьниками в различных разделах учебной программы. В разделе "ручной труд" он выделяет четыре типа проектов: экскурсионные, трудовые, проекты-игры, проекты-рассказы или доклады. Критикуя процессы обучения в традиционной школе, Э. Коллингс отмечает совершенно иной подход к учебным занятиям в опытной школе, где выбирается деятельность занятия, а учебные предметы подчиняются выбранной деятельности.
Историческое возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом. Создатель Дальтон-плана американский деятель народного образования Е. Паркхерст - проводила опытную работу по этой системе в 1904 - 1920 годах в различных школах. При организации работ по Дальтон-плану учащийся не связывался общей классной работой, ему предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Дальтон-план – одна из наиболее распространенных систем, основанных на принципе индивидуального обучения.
Отграничивая метод проектов от Дальтон-плана, отечественный педагог Л. Левин отмечал: "Дальтон - план создает организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной работы". Преимущества метода проектов по сравнению с Дальтон-планом Левин видел в следующем:
1 .Целевая установка метода проектов - жизненный подряд.
2.Неразрывная связь теории с практикой.
3.Коллективная работа в действии.
Для нашей проблемы важно заметить, что сам Джон Дьюи критиковал подходы Уильяма Килпатрика к проектной методике, протестуя против односторонней ориентации на ребенка. По его мнению, ученики не способны сами планировать ни проекты, ни задания к ним. Им нужна помощь учителя, которая гарантировала бы им длительный процесс обучения.
Проектная технология была использована в 20- е годы в России (А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин, Е.Н. Янжул и др.). Советские педагоги использовали ее как средство, помогающее усилить кооперацию детей и направить ее на решение социально важных задач. Проекты решали задачи общественно-полезного плана, например: «Разведем сою и тутовое дерево», «Поможем ликвидировать неграмотность на селе», «Электрифицируем коровник» .
Н.К. Крупская считала, что проектная технология по сравнению с Дальтон-планом развивает инициативу школьников, приучает к плановой работе, дает умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, учит наблюдать, проверять себя в ходе работы, учит правильной отчетности, развивает энергию, настойчивость в достижении цели, приучает к самостоятельности.
Главнейшими принципами при выборе проектов были:
1. Политическая и экономическая обоснованность проекта, связь с проводимыми общественными кампаниями в деревне, направленность проекта на улучшение экономического состояния деревни на основе коллективизации.
2. Наличие в проекте достаточного образовательного материала для возможности получения знаний, умений и навыков.
3. Педагогическая обоснованность.
На основе Дальтон-плана в советской школе вводилась еще одна технология, близкая к проектной, – бригадно-лабораторный метод. Но излишнее увлечение методом проектов, придание ему политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а также «отказ от опыта капиталистических государств» в связи с нарастающей конфронтацией, привели к тому, что организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена ЦК ВКП (б) постановлением от 05.09.31 г "О начальной средней школе", и в дальнейшем метод проектов в практике отечественных школ не применялся.
На рубеже ХХ-XXI веков отечественная дидактика вновь обратилась к методу проектов. Е.С. Полат рассматривает дидактические основания, виды проектов применительно к реалиям сегодняшней реформируемой общеобразовательной школы.
Методы – как основной элемент процесса обучения
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрен ...
Разработка
интерактивной лекции по курсу «Организация ЭВМ и систем»
В качестве основного источника материала была взята готовая лекция «Тенденции развития средств вычислительной техники» в формате PowerPoint, не содержащая интерактивных вставок. На её основе была раз ...