В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В настоящее время перед школой и перед педагогом стоит очень сложная задача - формирование у учеников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности (к изучению иностранного языка в частности), такой мотивации, которая способствовала упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без мотивации деятельность ученика в учебном процессе будет неэффективной.
В работах И.В. Матюхиной дана классификация мотивов учения. Исследователь выделяет мотивы, заложенные в самой учебной деятельности на начальном этапе обучения, и мотивы, которые лежат вне учебной деятельности. Речевая деятельность своими мотивационными и целевыми сторонами всегда уходит в другую деятельность. Не существует и мотивации без потребности. Психологи различают биологические, социальные и идеальные потребности. К последнему виду относятся познавательные потребности и эмоциональный фактор в них. Эмоциональный фактор относится к мотивам деятельности учащегося: его интересам, эмоциям, т.е. очень тесно связан с его эмоциональной сферой и, следовательно, с эмоциональной регуляцией учебной деятельности, что в конечном итоге развивает резервные возможности учащегося, воспитывает общечеловеческие качества, присущее всем людям.
Комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов.
Формирование сферы эмоций, процесс усвоения знаний, приобретение умений и навыков, должны сопровождаться у учащихся чувством удовлетворения. Исследования ученых показывают, что вовлекая эмоциональную сферу личности учащегося в процесс обучения, тем самым мы создаем условия для раскрытия его творческих способностей, что играет огромную роль в учебном процессе. Д.И. Кабалевский утверждал, что там, где проявляется творческая инициатива, всегда достигается экономия сил и энергии и одновременно повышается результат.
Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни, мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство людей регулярно слушают радио или песни любимых авторов. Музыка - часть культуры каждого народа, из чего следует, что если слушать музыку народа изучаемого языка и на этом же языке, то можно глубже познать его культуру, быт, традиции, мировоззрение.
Научному обоснованию влияния музыки на человека было посвящено множество работ таких ученых, как В.М. Бехтерев, Н.М. Догель, И.П. Павлов. И.М. Сеченов и др. Благодаря их исследованиям стало известно о физиологическом и психическом воздействии музыки на организм человека. Восприятие музыки имеет рефлекторную природу, основное значение которой заключается в осуществлении связи организма со средой посредством условных рефлексов – ассоциаций (И.П. Павлов, В.Д. Остроменсий, М.П. Блинова, и др.).
Известно, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру (Г. Арановский, В.Д. Остроменсий, М.П. Блинова)
По словам М.П. Блиновой, «в механизме музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее воздействие музыки заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому. Что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций, мыслей. При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки.
Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Некоторые русские хирурги включали музыку во время сложных операций: согласно их наблюдениям под влиянием музыки все процессы в организме пациентов протекали спокойнее, гармоничнее. Выдающийся психоневролог академик
Особенности проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у
младших школьников
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания – основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в младшем школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных пок ...
Проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе
В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических з ...