В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.
На этапе обучения в течение года было проведено два среза выявления особенностей детского рисования и способности нестандартно мыслить в творческих заданиях.
Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:
1. Знание цветов и оттенков.
2. Владение изобразительной технологией.
3. Использование нетрадиционных способов рисования.
4. Знание видов искусства.
5. Декоративное прикладное творчество.
6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.
7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).
8. Использование разных художественных материалов.
9. Смешивание красок.
10. Владение ножницами.
11. Навыки и умения в лепке.
В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.
2003 – 2004 г.
Уровень % |
Старшая группа |
Подготовительная группа | ||
начало года |
I полугодие |
начало года |
I полугодие | |
низкий средний высокий |
13,7 81,5 4,8 |
11,5 83,7 4,8 |
11,6 80,4 8 |
10,3 81,3 8,4 |
Сравнительный анализ результатов за I полугодие показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей обеих групп. Таким образом четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.
1. Нетрадиционное рисование.
2. Занятия по лепке и аппликации.
3. Знание цветов и оттенков.
4. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях (подготовительная группа – 80%, старшая группа – 60,7%).
Прежде всего следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности.
К этим детям относятся в основном дети вновь поступившие в детский сад, дети с неразвитым творческим мышлением и дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Рисунок детей этого уровня отличается бедностью композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.
С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально – эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков. Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии.
С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия, как в группе с воспитателем, так и в изостудии.
В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.
С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие упражнения для кисти руки. Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой материки и творческого мышления.
К концу года после проведения итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей математико – статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней – среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.
2003 – 2004 г.
Уровни % |
Старшая группа |
Подготовительная группа | ||
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие | |
низкий средний высокий |
11,5 83,7 4,8 |
8,5 85 6,5 |
10,3 81,3 8,4 |
5,8 84,2 10 |
Выявление уровня сформированности эстетической воспитанности
Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление сформированности эстетической воспитанности у младших школьников. Именно выявление влияния средств искусств ...
Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования
Проблемой формирования профессионально – значимых качеств личности будущих учителей стали заниматься с конца XIX века. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследован ...