В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению профессионального уровня. На это необходимо обращать особое внимание при повышении квалификации специалистов, чтобы побудить их своевременно отказаться от устаревших стереотипов и установок, заменив их более адекватными. Другая сторона деформации - перенесение профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение.
Характер деформации может определяться не только самой профессией, но положением в иерархии власти. Когда человек обретает определенную власть над другими, а обратные связи, критика, общественный контроль за его поведением ослаблены, его личность трансформируется. Специалист, постоянно отдающий приказы, подвержен опасности возникновения у него чувства превосходства или даже высокомерия, что ослабляет его способность к самокритике. При этом замечено, что прежде всего страдает чувство юмора, в частности понимание шуток в свой адрес. Подобная нечувствительность закрывает ему пути интеллектуального развития. Административная деятельность некоторых служащих, должностная приверженность к правилам и распорядкам, часто достаточно формальным, способствуют иногда общему обеднению их эмоциональной сферы, появлению формализма и сухости в личных взаимоотношениях.
Критический фактор личностной деформации - хроническая перегрузка. Из-за нее труд не приносит удовлетворения и сказывается неблагоприятно на отношениях, прежде всего в семье. Перегрузка приводит к резкому сужению круга общения и патологическому изменению взглядов на мир. Вот почему так необходимы, особенно в нынешних условиях, тренинги личностного роста.
Таким образом, анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой существует ряд психологических барьеров, блокирующих формирование мотивации у педагога:
1.повышение квалификации – новая социальная роль;
2. низкий уровень коммуникативной культуры – не умение общаться с людьми;
3. страх перед новыми информационными технологиями - компьютеризация; 4.низкий уровень творческого самовыражения;
5.социальная незащищенность педагога;
6. языковые, этнические барьеры -принадлежность к другой группе людей, миграция.
Существуют также пути преодоления данных психологических барьеров, к которым относятся:
1. Разработка программ для педагогов - строится на основе принципов:
-дифференциации и индивидуализации;
-взаимосвязи аттестации с повышением квалификации;
- оптимальное сочетание теории и практики, расширение и углубление теоретических знаний в сочетании с практической направленностью обучения.
2. Разработка психологических программ на развитие коммуникативной культуры педагогов:
- ролевые игры;
- психологические тренинги;
- групповые дискуссии
3. Разработка психологических программ по повышению уровня творческого самовыражения:
- защита собственных сценариев по педагогическому досугу.
4. Организация системы поощрений:
- моральные;
- материальные;
5. Развитие профсоюзной деятельности, проведение конкурсов профессионального мастерства, привлечение средств массовой информации.
6. Разработка индивидуальных программ по преодолению психологических барьеров, связанных с вхождением в новый коллектив, психологическое сопровождение в период адаптации к новым условиям труда.
Результатом мероприятий по преодолению психологических барьеров в конечном итоге станет удовлетворение личностных и профессиональных потребностей педагога, повышение его профессиональной компетентности, повышение уровня его коммуникативной культуры, создание условий для личностного и профессионального самовыражения педагога.
Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию по выявлению и преодолению психологических барьеров в профессиональной деятельности МОУ Синицинская СОШ.
Принципы психологической теории деятельности
Психологи утверждают, что прочное усвоение знаний происходит только через собственную деятельность по познанию предмета. Исследованием взаимосвязи действия и сознания российская психология активно на ...
Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
Монологическая речь наряду с диалогической речью являются основными разновидностями устной речи. В данной работе мы будем иметь дело с монологом, поэтому рассмотрим глубже его специфические особеннос ...