В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Целью образования, по С.И. Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. "Образование есть не что иное, как культура индивида. Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек."
Цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. А в составе жизни современного человека С.И. Гессен различает "как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию". И эти три слоя он объединяет наиболее общим понятием "культура".
Образованность человека может быть рассмотрена как его внутреннее свойство, которое:
- развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов;
- характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им человеческой культуры, человеческого опыта.
Особая роль в развитии образованности человека как его внутреннего свойства принадлежит познавательной деятельности, в процессе которой человек приобщаясь к культуре, меняется сам, меняет свои отношения с культурой, к культуре и тем самым оказывается способным к решению все более сложных жизненных задач. Другими словами, результаты познавательной деятельности отображаются в образованности человека, которая на последующих этапах жизненного пути выступает в качестве предпосылки успешности образования.
Как истинный субъект жизнедеятельности, человек хорошо знает свои объективные возможности, занимает активную позицию по отношению к их развитию, то есть обладает необходимым уровнем развития активности для постановки и разрешения задач собственной жизни, освоения культурного наследия человеческого общества.
Именно жизнедеятельность оказывается тем процессом, специфика которого создается участием, способом организации, активностью человека и тем масштабом анализа "движения" (мобильности) человека, в котором улавливается его развитие.
В философии понятие "активность" используется при характеристике всех форм движения материи. Активность рассматривается не как свойство, а как процесс, в котором происходят изменения и действия предмета. Этот процесс соответствует формам движения материи: выделяются физическая, химическая, биологическая и социальная активность.
Активность, как деятельностное состояние субъекта, детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне – в процессах поведения. У человека она является личностным образованием, определяющим способность поступать в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Активность проявляется энергичной, интенсивной деятельностью в трудовой, учебной, общественной жизни, различных видах творчества, спорте.
Биологическая активность человека является предпосылкой для ее развития в определенных условиях так же, как и способности человека. И " .если активность животного направлена на приспособление к внешней среде, то активность человека – на приспособление среды к своим нуждам, иными словами, направлена на преобразование мира в котором он призван жить ." .
В физиологии середины XX века большое значение имело изучение ретикулярной формации, ее активизирующего влияния на кору больших полушарий мозга. Ее влияние, прежде всего сказывается на повышении эмоциональной активности, она обеспечивает нужный уровень бодрствования, активности коры, необходимый для организации поведения и деятельности организма.
В психологии активность определяется как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс) .».
Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.
Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:
1) как преподаватель учит;
2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.
Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы.
Использование дидактических игр при изучении нумерации многозначных чисел
Изучение нумерации многозначных чисел представляется учащимся непосильным трудом. Это связано и с терминологией, и с абстрактностью понятий, так как при ознакомлении с многозначными числами нельзя ис ...
Примерная программа факультатива «Алгебраические числа»
Введение. Тема «Алгебраические числа» может быть рассмотрена в системе углубленного изучения математики, однако, в соответствии с существующей на данный момент образовательной программой не является ...