В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Необихевиористы – Б. Скиннер, Э. Толмен, К. Халл и другие продолжили и дополнили идеи основателя бихевиоризма Дж. Уотсона который вывел зависимость поведения от раздражителя и представил эту зависимость в виде формулы S (стимул) → R (реакция). Б. Скиннер предложил рассматривать поведение в двух плоскостях: оперантное поведение – активное воздействие субъекта на окружающую среду с целью изменения событий, а также респондентное, как реакцию на определённый стимул, т.е. он продолжил эту цепочку формирования поведения: стимул→реакция→подкрепление.
Отсюда главная идея необихевиоризма об управляемости человеческим поведением: "Для того чтобы вызвать определённое поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить". При данном подходе такие понятия как "разумность", "умственные способности", "понимание", "мотивация" полностью теряют смысл, и свободы воли личности не существует, а поведение конкретного человека целиком зависит от социального окружения.
Оперантное поведение, по мнению Скиннера, может контролировать только сам человек, поэтому такое поведение является действительно свободным. Нравственные качества также формируются с помощью стимулов подкрепления в виде одобрения или неодобрения, таким образом, человек ничем не отличается от других биологических организмов. Что же касается учебно-воспитательного процесса, то его главное направление должно заключаться в формировании умственной деятельности и качеств "индустриального человека" с помощью конкретных алгоритмов и стимулов.
К концу XX века в зарубежной системе образования стала преобладать
гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации.
Анализируя развитие отечественных педагогических концепций, мы можем сделать следующие выводы: в педагогике советского периода не рассматривалось само понятие "поведение учащегося", однако по косвенным признакам мы можем проследить, как постепенно складывались представления о поведении ученика как субъекта, деятеля педагогического процесса. Так Ленин видит в ученике деятеля, который должен в процессе своей деятельности разрушить "старое эксплуататорское общество", причём эта деятельность должна быть последовательна и дисциплинированна, более того он указывает, что основной вид деятельности – общественно-полезный труд должен стать потребностью учащегося. Таких же взглядов придерживалась и Н.К. Крупская.
Впервые допускает само наличие индивидуальных интересов Макаренко, занимаясь, достаточно успешно, коррекцией девиантного поведения. В том же направлении ведёт свои исследования Сухомлинский, тем не менее, делая упор на эйдетическое и интеллектуальное развитие обучающихся. Его представления о поведении так же заключаются в развитии самостоятельной деятельности обучающегося и коррекции девиантного поведения.
Сам термин "поведение" в отечественной педагогике появляется в 70-х годах XX века и связан, прежде всего, с проблемой девиантного поведения.
Примерно такую же картину мы наблюдаем и в зарубежной педагогике в начале XX века – обучающийся рассматривается как активный деятель в учебно-педагогическом процессе. Информация о поведении учащегося впервые появляется в философско-педагогической концепции бихевиоризма, основоположником которой считается Дж. Уотсон. В педагогике с конца 40-х годов XX века активно развивает эту концепцию Б. Скиннер. В своём основном труде "Поведение организмов" (The Behavior of Organisms, 1938), он излагает принципы "оперантного обусловливания". Дальнейшее развитие исследование поведения получило в работах Клейберга Ю А. и Шнейдера Л.Б. которые предлагали различные способы коррекции.
К концу XX века в зарубежной педагогике начинает преобладать гуманистическая направленность воспитания, повышающая активность, самодеятельность и самостоятельность учащихся, педагогические исследования поведения представлены в основном способами формирования поведения.
Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного
развития личности
Рассмотренная нами периодизация психического развития ребенка связана с анализом процесса формирования его деятельности и сознания. Как такая периодизация относится к развитию личности ребенка? При п ...
Процессуальная сторона деятельности специалистов социальных служб
Составление индивидуальных карт Как показывают психологические исследования и практика, вмешательство со стороны встречает ярко выраженное сопротивление членов неблагополучной семьи. Хронические проб ...