В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П.Н. Груздев).
По своему происхождению принципы являются теоретическим обобщением природы и человеческого опыта. В уме человека, писал Г.В. Плеханов, нет врожденных идей и понятий. Идеи и принципы возникают у людей из опыта. Если принципы объективно отражают те или иные процессы, они неизбежно становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность людей. В этом смысле они охватывают все стороны общественной жизни. Нет и не может быть ни одной сферы деятельности, где бы люди не руководствовались определенными принципами.
Принципы существуют для того, чтобы их применяли, поступали в соответствии с их требованиями. Они утрачивают свою силу, если не проводятся в жизнь, не реализуются на практике. Познавая принципы, руководствуясь их требованиями, люди придают своей деятельности целеустремленное, логически последовательное организованное начало. О роли принципов Н.Г. Чернышевский писал: " .У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха".
Отечественная педагогика исходит из того, что принципы обучения исторически конкретны и отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса и достижений науки, по мере выявления и накопления опыта работы педагогов принципы обучения могут и должны изменяться и совершенствоваться.
В истории педагогики выдвигались принципы природосообразности обучения (Я.А. Коменский), культуросообразности (Ф.А. Дистервег), формального и неформального подхода к образованию и др. Они оказались исторически преходящими. В отечественной педагогике в 30-е гг. XX столетия был сформулирован ряд дидактических принципов, которые отвечали потребностям учебного процесса. Впоследствии набор основных принципов и их формулировки непрерывно совершенствовались. Необходимость совершенствования системы принципов обучения обусловливается прогрессом в изучении закономерностей обучения. Обновления принципов требуют и новые задачи, которые общество выдвигает перед образованием и воспитанием.
Дальнейшему совершенствованию системы и логики изложения принципов обучения способствует развитие общей теории эффективного управления человеческой деятельностью.
Принципы обучения воинов всегда формировались и истолковывались с учетом основных задач их подготовки к решению служебно-боевых задач и существующих представлений о сущности процесса обучения личного состава. В работах, раскрывающих содержание принципов обучения воинов, как правило, в той или иной форме находят отражение господствующие в стране общепедагогические и психологические теории, основные положения военной доктрины, военной науки, концепции охраны государственной границы.
Принцип (от латинского слова principium - основа, начало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и др.
Педагогические принципы - основные исходные положения дидактики, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по вооружению обучающихся знаниями, навыками и умениями.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?
Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования:
к содержанию обучения;
2) обучающим;
3) обучающимся.
К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также:
Народная педагогика как первоисточнок
развития дошкольной педагогики
Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении свя ...
Дидактические игры с наглядным материалом, их
применение в младшей группе ДОУ
Реализуя задачи словарной работы, педагоги ДОУ используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь. В ...