В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Гражданское воспитание должно помочь человеку разрешить постоянно возникающие противоречия между личным и общественным интересом. Установление динамического равновесия в системе "личное" - "общественное" стимулирует процесс социализации личности.
Идеи гражданского воспитания имеют в России крепкие исторические корни. Содержание гражданского воспитания раскрывается в работах А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова и других авторов.
Достаточное распространение в учебно-методической литературе получил термин "гражданское образование", которое "включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом".
Под целью гражданского образования следует понимать подготовку учащихся к полноценной жизни в условиях гражданского общества. В содержание гражданского или гражданско-правового образования могут быть включены разнообразные политико-правовые вопросы, вопросы правового положения личности, профилактики правонарушений и т.д.
Гражданское воспитание предполагает комплексный подход к формированию необходимых качеств. Особенно важно, чтобы целенаправленное педагогическое воздействие было направлено на сознание, чувства и поведение воспитанника. Формирование гражданственности нельзя вести только Ф семье или учебно-воспитательном учреждении. К реализации этой цели должны быть подключены другие социальные институты, в том числе и средства массовой информации. К сожалению, современное телевидение в этом плане не состоятельно. Экран заполнен низкопробной продукцией импортного производства, которая порой формирует негативное отношение к своей родине и своему народу.
Немаловажная роль в реализации гражданского воспитания должна отводиться молодежным общественным организациям, формирующим у детей и подростков чувство ответственности, потребность в самореализации через общественно-полезную работу и т.д. Необходимо привлекать учащихся к работе в составе советов школ, к участию в общественных организациях и клубах учащихся.
Эффективность гражданского воспитания во многом будет зависеть от объективной оценки условий жизни воспитанника, его индивидуальных и возрастных особенностей. Должна учитываться специфика формирования у индивида взглядов и убеждений. Не случайно, что основным звеном в механизме гражданского воспитания будет убеждение, позволяющее воздействовать на сознание человека.
У детей и подростков должны формироваться глубокие представления об обществе и государстве, социальных связях и отношениях, развиваться определенные модели поведения, мотиваций и установок, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Среди важнейших общественных качеств личности можно выделить гражданскую позицию, чувство гражданского долга и дисциплинированность.
Особое место в ряду средств гражданского воспитания отводится изучению Конституции Российской Федерации. Необходимость ее изучения в общеобразовательной школе предусмотрена Указом Президента РФ № 2131 от 29.11.94 г. Усвоение положений Конституции РФ должно способствовать формированию у учащихся системы гражданско-правовых знаний о таких базовых категориях, как "конституционализм", "федерализм", "парламентаризм", "демократия". Параллельно должен идти процесс воспитания у детей уважения к Конституции РФ как к основному закону государства, определяющему основы правового регулирования общественной жизни.
При организации гражданского воспитания целесообразно организовать систему внеклассной воспитательной работы. Могут быть использованы как беседы с юристами, работниками судов, милиции, органов государственной власти, так и посещение учащимися государственных и муниципальных органов, судов и т.д.
Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя тем самым социализации личности. Рассмотренные в данной работе особенности правового воспитания в средних общеобразовательных школах являются наиболее широко освещаемыми в педагогической литературе. Безусловно, формат курсовой работы не позволяет охватить все возможные аспекты исследуемой тематики, но собранный и проанализированный материал даёт достаточное представление о сущности правового воспитания и его актуальности на сегодняшний день.
Формирование позиции педагога-исследователя
начальной школы в рамках образовательного модуля "методы педагогического
исследования"
Глава посвящена изложению методов и приемов, позволяющих формировать у студентов позицию педагога-исследователя начальной школы в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследова ...
Характеристика социально –
педагогической деятельности в условиях детского дома
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые пр ...