В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
I. Характеристика
Форма работы: система малых групп + мастер.
Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.
Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический
Категория обучающихся: учащиеся, владеющие навыками работы в малой группе.
II. Актуальность
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося. Ученик — пассивный субъект обучения. Задача ученика на традиционном уроке — усвоить и воспроизвести знания. Учитель организует преимущественно репродуктивную деятельность, пооперационно, прямо руководит действиями ученика. Учитель в такой системе — непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. Используются в основном фронтальные формы обучения. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, воспитывает пассивную, послушную личность. Современная жизнь востребует только личность активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную. Эти задачи целенаправленно помогает решать технология мастерских.
III. Идеи
1. Вызов традиционной педагогике. Образование должно стать иным:
личность в мастерской не получает, а сама «выстраивает» свое знание, чтобы активно и творчески пользоваться им в жизни, как своим приобретением;
процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться;
сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
2. Личность с новым менталитетом.
Ученик понимается как личность самостоятельная, творческая, социально ответственная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Современному обществу нужны люди с новым менталитетом, лишенным рабского исполнительского начала и основанным на глубокой вере в себя, в свои способности, на умение эти способности реализовывать.
3. Все способны:
на мастерской предоставляется возможность каждому продвинуться к истине своим путем;
каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития;
ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
4. Новый тип педагога — мастер.
это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора;
мастер — для ученика, а не ученик для мастера;
мастер создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков.
IV. Цели
Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
V. Особенности методики
Мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе зрения корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
Классификация компьютерных учебных программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Согласно первой классификации из множества компьютерных обучающих программ можно выделить три, ...
Анализ тем «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби» в учебниках по
математике 5–6 классов федерального перечня с позиции теории деятельности
В данной главе представлен анализ структуры содержания и методики изложения учебного материала, реализованных в учебниках федерального перечня, с точки зрения соблюдения принципов теории деятельности ...