В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.
Внешне она проявляется в следующем:
— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
Для этого вида активности характерны:
— стремление решать интеллектуальные задачи;
— стремление получить средства для решения указанных задач;
— потребность в интеллектуальных достижениях;
— вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
— установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
— интерес к значению незнакомых слов;
— ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:
— вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений;
— свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
— стремление выполнять задания повышенной трудности;
— поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
— использование собственных примеров по изучаемой теме;
— стремление поделиться со взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
— относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых — педагогов и родителей.
Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
— ненасыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;
— интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
— самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
— поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
— интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
— выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
— активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
— желание высказать и отстоять свою точку зрения;
— осознание интереса — ребенок способен объяснить, что ему нравится или не нравится.
Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.
Анализ эффективности проделанной работы по формированию познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
После завершения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно-экспериментал ...
Особенности предмета “иностранный язык”, его цели и специфика
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подх ...