Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности деятельности педагога-исследователя в системе РО начальной школы

Страница 1

Особенность деятельности педагога определяется психологическими особенностями возраста и особенностями технологий. Мы рассматриваем особенности деятельности педагога начальной школы в рамках РО.

Специфика младшего школьного возраста состоит во вхождении ребенка в содержание школьной жизни. После начальной школы ребенок включается в систематическое освоение сложных учебных курсов. Это исторически обусловливает ведущую роль учебной деятельности (деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий) в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность накладывает печать на все остальные виды деятельности. Именно она способствует формированию личности школьника на данном этапе его жизни.

Специфика промежуточного положения начального образования диктует и его новую цель: формирование желания и умения учиться. Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения. Эта задача сложная и решаться может последовательно: на первом этапе (начальная школа) обучение должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению; в последующие годы - развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации.

Такие задачи требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя с учениками. В условиях РО главной задачей становится раскрытие принципов действия, и единственно возможным типом активности учащихся является деятельность, воспроизводящая сущностные свойства научного исследования (так называемая, квазиисследовательская деятельность).

В условиях РО управление развитием каждого ученика становится непременным условием всей системы организации учебного процесса. Такое управление предполагает, прежде всего, то, что учитель становится в позицию непременного осуществления своеобразной исследовательской деятельности:

он должен научиться выделять показатели развития учебной деятельности учеников,

оценивать ход их изменений,

вносить соответствующие коррективы в свое взаимодействие с конкретными учениками (учитывая их в общей системе методов организации коллективно-распределенной деятельности) и

вновь проводить диагностику итогов таких коррекций.

Наиболее адекватным методом, который может быть перенесен в практику работы учителя из научных исследований, является наблюдение (способное дать целостное представление о сложном явлении - формирующейся учебной деятельности).

Ключевая роль в таком наблюдении должна быть отведена учителю, который систематически работает в классе и знает особенности поведения и отношения учеников к учебному материалу и процессу работы в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах (конечно, учителю необходимо так же знать теоретические вопросы учебной деятельности, уметь квалифицированно организовать само наблюдение и фиксацию его результатов). Для проведения таких наблюдений учителю нужно хорошо выделить, каково содержание направленности интересов ученика, на каком этапе работы они проявляются, как ученик принимает помощь учителя в трудных ситуациях, как относится к материалу разного типа и многое другое.

Анализ образовательных технологий показал существование шести позиций учителя: учителя - мастера, учителя - предметника, учителя - тренера, учителя - консультанта, учителя - эксперта и учителя - исследователя.

Деятельность учителя-предметника направлена на получение учениками конечного продукта - сертификата. Деятельность учителя-мастера, учителя-тренера, учителя-консультанта, учителя-эксперта и учителя-исследователя направлена на развитие участников учебного процесса, на формирование их способностей.

Содержанием деятельности педагога-исследователя являются следующие процессы:

самоопределение в многообразии педагогических целей и подходов;

владение навыками научного анализа образовательного пространства;

динамичность и непрерывности образования, роста собственного профессионализма;

исследование и рефлексия процесса собственного образования и собственной педагогической деятельности;

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Движущие силы педагогического процесса
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при о ...

Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых
В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Выход на ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru