В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Изменение лексического состава связано не только с появлением новых слов. В жизни, наряду с возникновением новых вещей, с постижением людьми новых явлений, происходит и обратный процесс — исчезновение реалий, форм общественных отношений и т. п. В связи с этим слова и отдельные их значения устаревают. Говорить об устаревших словах приходится потому, что некоторые из них в нужных случаях все же употребляются и сейчас (и требуют разъяснения).
Изменения в лексике происходят незаметно, но постоянно, непрерывно. Л.В. Щерба в статье «Литературный язык и пути его развития» писал: «Из того, что в основе всякого литературного языка лежит богатство всей еще читаемой литературы, вовсе не следует, что литературный язык не меняется. Пушкин для нас еще, конечно, вполнежив: почти ничто в его языке нас не шокирует. И однако, было бы смешно думать, что сейчас можно писать в смысле языка вполне по-пушкински. В самом деле, разве можно сегодня написать: Все мои братья и сестры умерли во младенчестве («Капитанская дочка»)? Это вполне понятно, но так никто не пишет и не говорит». В лексике отражаются контакты между различными народами, отсюда в ней встречаются такие слова, которые являются общими для многих языков. Это прежде всего интернациональные слова, которые обычно созданы на основе греческих и латинских корней: революция, социализм, прогрессивный, радио, театр, телефон, телевизор и др.
Эта особенность лексики русского языка интенсивно обогащаться за счет заимствования выдвигает перед учителем следующие задачи: создать условия для накопления учащимися словарного запаса, научить их правильно соотносить слова с предметами, признаками, действиями, которые они обозначают, а также с названиями этих предметов на родном языке.
Лексика представляет собой не механическую сумму изолированных друг от друга слов. «Лексический состав, – пишет Ю. С. Сорокин, – это также определенная система . Можно отметить, по крайней мере, пять постоянно действующих сил, которые в своем столкновении и взаимодействии определяют судьбу отдельных слов в языке. Это, во-первых, сила самостоятельного особого значения слова, его отношение к действительности; во-вторых, отношение словопроизводства, связи слова с другими словами по своей форме, отнесенность слова к определенному грамматическому общему разряду, как к самому широкому (части речи), так и к самому ограниченному и относительно замкнутому (гнездо слов); в-третьих, отношение слова к другим словам по значению .; в-четвертых, связи слов по контекстуальной смежности их значений, связи семантико-фразеологические в широком смысле слова .; в-пятых, связи слов по речевым контекстам, группировки слов стилистического характера». При организации словарной работы в школе используются по возможности все связи между словами, что значительно облегчает усвоение лексики. «Характерной особенностью русского языка,— отмечает В. В. Виноградов,— является тенденция к группировке слов большими кучками вокруг основных центров значений».
Эти семантические (тематические) группы слов в какой-то мере учитываются при выделении тем, которые положены в основу программ по русскому языку для национальной школы. Так, в подготовительном классе словарь-минимум должен обеспечить знакомство учащихся со следующими темами: «Наша Родина», «Праздники», «Учитель и ученик», «Учебные вещи и игрушки», «Наша семья. Члены семьи», «Наш дом. Во дворе», «Школа. Урок русского языка», «На перемене», «Мы рисуем», «Мы считаем», «Части тела человека. Личная гигиена», «Природа. Животные и птицы», «Посуда и пища», «Одежда и обувь, «Спорт», «Профессия и работа», «Город и село», «Труд в городе и на селе». Когда в активную память учащихся вводится не отдельное слово, а группа слов, связанных по смыслу и входящих в одну лексическую тему, то слово легче запоминается и быстрее в нужных случаях вспоминается и воспроизводится.
Тематический принцип организации лексического материала более всего отвечает коммуникативной цели обучения русскому языку нерусских учащихся. «Усвоение тематических связей заметно облегчает запоминание слов в силу образования ассоциативных связей между ними и способствует выработке умений интуитивно правильно употреблять слова в соответствии с ситуацией общения».
Влияние учителя младших классов на формирование социальной мобильности
школьников
В течение периода, включающего младший школьный возраст, потенциал развития ребенка, как активного субъекта, реализуется на качественно новом уровне. Ребенок познает мир и самого себя, приобретая соб ...
Анализ тем «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби» в учебниках по
математике 5–6 классов федерального перечня с позиции теории деятельности
В данной главе представлен анализ структуры содержания и методики изложения учебного материала, реализованных в учебниках федерального перечня, с точки зрения соблюдения принципов теории деятельности ...