В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
активное стимулирование ученика к самостоятельному изучению учебного материала, что дает возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе обучения;
учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех преобразований и действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
образовательный процесс должен строиться на оценке деятельности ученика, как отдельной личности.
Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а на развитие самостоятельности мышления. Для этого нужно развивать способность учеников к анализированию учебного материала, что способствует пониманию. Ведь процесс понимания очень сложен, в него всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта ученика.
В процессе внедрения личностно-ориентировонного подхода в обучении позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в личном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственного жизненного опыта.
Важна при этом и форма обсуждения детских ответов. Она не должна быть жесткой, не должна содержать резких критических замечаний в виде оценки «правильно - неправильно». Это должен быть равноправный диалог, что называется «на короткой ноге», где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться и быть осужденным.
При использовании личностно-ориентировонного подхода в обучении задача учителя - выявить и обобщить ответы ученика, выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, целям и задачам предмета.
Анализируя на уроке результаты работы ученика, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать правильные и оригинальные.
Функция учителя здесь не столько настоятельная с такими указаниями как: «повтори материал», «прорешай побольше задач», «посмотри на образец» и т.п., сколько рекомендательная с предложениями и советами, такими как: «давай подумаем вместе», «расскажи, каким способом выполнял задание», «выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование».
Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует неудачные попытки, стимулирует учащихся к понятию причин своих ошибок, обсуждает меры их устранения и т.д.
При такой позиции учителя каждый ученик может рассчитывать на то, что его услышат, обсудят его предложения, серьезно и уважительно отнесутся к его версиям ответов. И каким бы «плотным» ни был урок, нельзя считать такую работу с учениками пустой тратой времени.
Из этого следует, что целесообразно использовать в общеобразовательной школе личностно - ориентированный подход в обучении, так как это одно из условий организации всестороннего, гармоничного развития учащихся.
Начальный этап становления личности ребенка
В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно - сосудистой, эндокринной, опорно-двигат ...
Групповая форма обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерн ...