В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Согласно статистике, спрос абитуриентов на экономические специальности поистине неиссякаем: стать экономистом стремится почти каждый третий школьник в российских городах. В стране практически не осталось ни одного вуза, который не открыл бы у себя факультет по экономическим специальностям. В 1986 году доля специалистов в области "экономика и управление" в общем выпуске специалистов составила 8,5%, в 1990-м - 15,8%, в 1995-м - 20,4%, в 2002-м - 26,7%, в 2009-м - 31,2%.
Более трети выпускников российских вузов сегодня - это экономисты с разной специализацией и степенью подготовленности. Около тысячи экономических факультетов по всей стране выдают сотни тысяч дипломов, многие обладатели которых так и не могут найти работу по специальности - даже несмотря на рост потребности в квалифицированных специалистах. Эксперты видят причину проблемы "перепроизводства экономистов" в низком качестве отечественного образования и его невосприимчивости к требованиям рынка.
Высшее образование есть система, в которой передается информация и формируются новые знания. Следует отличать одно от другого. Наличие информации нетождественно пониманию и умению, то есть знанию. Как отмечает лауреат Нобелевской премии К. Эрроу, "если хороший студент потом окажется плохим специалистом, общественный продукт не только не увеличится, но даже сократится". Поэтому система высшего образования должна коренным образом отойти от обучения, организованного главным образом как процесс передачи той или иной информации. Информация в настоящее время стала предельно доступной, особенно через Интернет. А значит, ни одно высшее заведение не способно и не должно конкурировать в области накопления и передачи информации с информационными сетями. Вузы должны организовать максимально свободный доступ студентов и преподавателей к специальной сетевой информации. На наш взгляд, это главная задача сегодняшнего дня.
Знания предполагают понимание и умения. Что касается понимания и развития у студентов системного логического мышления, то российская педагогическая культура всегда занимала здесь передовые позиции. Более проблематична для нас вторая составляющая современного высшего образования - умения, то есть освоение конкретных приемов будущей практической деятельности.
В последние годы в нашей стране усилена практическая направленность обучения, что явно имеет положительный результат. Однако многое утеряно в области системности знаний, типичной для российской педагогической культуры.
Выдвинутые принципы современного высшего образования требуют новых подходов к организации учебного процесса, изменений в распределении времени студентов и преподавателей на отдельные виды учебной работы, перемены соотношения между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов. В свою очередь, это требует подготовки методических и учебных материалов для всех видов работы.
Особенное внимание нужно обратить на системный подход к решению вышеуказанных задач. Необходимо учитывать особенности сложившейся национальной системы образования и избегать бездумного использования лишь отдельных новых форм работы и образовательных технологий.
Следует учитывать и качественно новые условия развития высшего образования:
происходит перестройка инструментальной базы обучения вообще и экономической теории в частности. На область образования переносятся электронные информационные технологии XXI в. Как преподаватели, так и студенты оказались в принципиально новой информационной ситуации. Электронные средства обучения превращаются постепенно (пока только в наиболее развитых образовательных системах) из новых в привычные и даже традиционные. В этом деле должны стать опорой современные формы обучения - как с применением технических средств, так и без них.
Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способ ...
Проанализировать имеющиеся в литературе точки
зрения по вопросу «Структура профессионально-педагогической деятельности»
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности пр ...