В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для многих неполных семей характерен постоянный дефицит средств и времени для воспитания и развития детей, причем это очень часто обусловлено дополнительной занятостью родителей. Одной из основных характеристик социального самочувствия является необычайно высокий рейтинг отрицательных чувств и эмоций среди населения. Это связано с тем, что самые насущные и необходимые потребности людей зачастую не удовлетворяются, что вызывает в семье кризис. Ограничение возможностей самореализации влечет за собой, особенно у женщин, рост неудовлетворенности своей семейной жизнью.
Л.Маленкова считает, что современная жизнь усложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано рядом причин. Среди них – развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает доля женского труда. В некоторых отраслях, развивающихся на базе новых технологий, женщины оказались более сноровистыми, умелыми, чем мужчины. Трудовая активность женщин также связана с достаточно высоким уровнем их образования, что стимулирует потребность реализовать себя вне дома, сделать карьеру и т.д.
Работая вне дома, меняется статус женщин в семье, что неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется и качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе, что вызывает у детей интерес, повышает ее авторитет в их глазах. При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.
Но можно выделить и обратную сторону производительной деятельности матери, которая негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль за поведением ребенка – на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и др. В результате таких отношений наблюдается рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.
В России наблюдается масштабное явление недостаточности духовных и материальных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это является одним из факторов формирования девиантного поведения детей. Не может не вызывать серьезного беспокойства рост алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков. Существует прямая связь между ростом семейного неблагополучия и тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков.
Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему приходит авторитет личности родителей.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, касающуюся проблем социализации детей младшего школьного возраста в современной семье, мы приходим к выводу, что в настоящее время наблюдается рост различных негативных явлений в семейной сфере – таких, как падение брачности и рождаемости, подъем разводимости, распространение идеала одной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. Следствием этого стала депопуляция – уменьшение численности населения в России на протяжении последних лет. Первопричиной депопуляции является кризис семьи как социального института. Семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей.
Анализ социально-педагогической литературы показывает, что семья как носительница социализирующей функции имеет всегда ряд особенностей, зависящих от принадлежности к тому или иному слою, от материальных возможностей быта, нравственных, религиозных, эстетических и педагогических представлений, складывающихся веками предшествующей жизни. Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют процесс воспитания и социализации вслепую, интуитивно.
Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских
взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме влияния супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Вопросы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание рассматрив ...
Учитель глазами ученика
Инструкция. Опрос учащихся проводится исключительно в доброжелательной обстановке и анонимно, для чего текст опросника тиражируется и раздается каждому персонально. Другим условием его проведения явл ...