В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
«Словарь дошкольника шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, – отмечает Л.М. Козырева, – тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом и, с другой стороны, встречаются дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой».
Ю.С. Ляховская обращает внимание на то, что довольно распространенной категорией в речи детей являются наречия, но их использование не всегда правильно и уместно.
В речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлеченные, абстрактные понятия. Хотя словарь детей заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности.
Л.П. Федоренко считает, что овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи; лексические средства выразительности, доступные детям, – это, прежде всего перенос смыслового значения с одного слова на другое и некоторые классы синонимов. Дошкольникам доступно усвоение эмоциональных и стилистических синонимов, участвующих в создании речевого этикета. Для детей характерны затруднения при разборе слов, противоположных и близких по значению (антонимов и синонимов), а также неточности в обозначении признаков предметов, действий. Неточно могут употребляться все части речи, включая союзы и предлоги.
Ф.А. Сохин говорит о том, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка и вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без новых слов, закрепляющих получаемые новые знания и представления.
В процессе овладевания речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова; словообразованием; синтаксисом.
А.Н. Гвоздев утверждает: «В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующей в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества…явлений, что усваиваемый русский язык становиться для него действительно родным».
В старшем дошкольном возрасте предложения в структурном отношении значительно усложняются не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных, возрастает их объем. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных. А.И. Максакова отмечает, что в это время ребенок легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов, образует прилагательные от существительных.
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки, которые остаются в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний, и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения.
К старшему дошкольному возрасту формируется синтаксический строй речи. Г.А. Фомичева говорит о том, что ребенок правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы, он использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения.
Виды чтения
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Поскольку просмотровое и поисковое по ...
Какие методы можно применять при воспитании трудного
ребенка
Метод воспитания – способ реализации целей воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовос ...