В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В составлении тематического планирования курсов географии для основной школы обращается внимание на то, что разделы стандарта «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» - универсальны. В этой связи в каждом курсе географии необходимо запланировать раздел или тему, которая включала бы отдельные вопросы этих универсальных блоков. В примерных программах по географии показаны возможности их изучения в каждом курсе географии.
Особенно много вопросов в основной школе вызывает сокращение учебного времени в 6классе. В этой связи еще раз подчеркнем, что в Федеральном БУПе имеется специальная «сноска», подтверждающая возможность привлечения одного часа в неделю из регионального компонента на изучение курса географии в 6классе, так как он был перенесен в региональный (национально-региональный) компонент с целью более полной реализации вариативности стандарта.
При отсутствии такой возможности учебное время на изучения курса 6класса можно перераспределить следующим образом:
Введение 1час
«Земля как планета» 4часа
«Земная кора и литосфера» 5часов
«Гидросфера» 6 часов
«Атмосфера» 6часов
«Биосфера» 3часа
«Земля-планета людей» 3часа
«Развитие географических знаний человека о Земле» 2часа
«План и карта» 5часов
При этом основной идеей этого курса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.
Так как в Федеральном базисном учебном плане 35 часов учебного предмета «Географии» в 6 классе перенесены в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, нами разработана рабочая программа курса «Практикум по географии» 6класс
Пояснительная записка
Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку.
Существенная роль отведена практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, т.е. способствуют достижению планируемых, базовых результатов обучения в рамках отдельного курса.
Система практических работ позволяет согласовывать имеющиеся у ученика бытовые представления с излагаемым ему научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека.
В реализации задач совершенствования образования, воспитания существенную роль играет изучение географии своей местности, что углубляет понимание объективности существования и развития природы и хозяйства, взаимосвязи и взаимозависимости все компонентов, естественности их изменения
Во время практикума учащиеся вырабатывают умение наблюдать, объяснять явления и использовать эти знания, учатся работать с метеоприборами, собирают образцы горных пород и минералов, составляют коллекции, исследуют родники, ручьи, озера, составляют карты-схемы, графики, диаграммы, описание природных объектов и т. д.
Во время экскурсий и походов учащиеся овладевают многими необходимыми для жизни знаниями и умениями
Реализуются межпредметные и укрепляются внутрипредметные связи: углубляются, наполняются конкретным содержанием основные понятия, устанавливаются связи между общими понятиями и единичными.
Новизна практикума заключается в использовании в практических работах материалов, наблюдений, явлений своей местности, что повышает интерес учащихся к изучению предмета географии, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем.
Задачей данной программы курса является углубление и конкретизация знаний школьников с помощью использования краеведческого компонента в практической деятельности.
Формой проведения практикума являются практические работы на местности, использование источников географической информации, а так же выполнение заданий исследовательского характера.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование тем практикума |
Форма проведения занятий |
Прием технологии критического мышления |
Введение | |||
1. |
Введение. Работа с геоинформа – ционными системами |
Практическая работа |
Представление информации в кластерах |
2. |
Путешествие и географические открытия |
Практическая работа |
Толстые и тонкие вопросы |
3. |
Определение высоты солнца над горизонтом в г. Киреевске |
Практикум |
Верные и неверные утверждения |
Источники географической информации | |||
4. |
Знакомство с планом местности. Стороны горизонта. Ориентирование. |
Практикум |
Идеал |
5 |
Определение расстояния при помощи рулетки и шагов |
Практикум |
Верные и неверные утверждения |
6. |
Составление плана школьного двора. |
Практикум |
Мозговая атака |
7. |
Топографический диктант |
Практическая работа | |
8. |
Топографическая съемка пришкольной территории |
Практикум | |
9. |
Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте Тульской области |
Практическая работа |
Верные и неверные утверждения |
10. |
Определение расстояний, направлений и географических координат на карте. |
Практическая работа |
Верные и неверные утверждения |
11. |
Чтение карты Тульской области, определение и описание местоположения географических объектов: Тульской области, г, Тулы, г. Киреевска |
Практическая работа | |
Земная кора и литосфера | |||
12. |
Изучение по тектонической и геологической карте особенностей территории Тульской области, Киреевского района |
Практическая работа | |
13. |
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору Тульской области, Киреевского района. |
Практическая работа |
Выглядит как… звучит как … |
14. |
Характеристика форм рельефа Тульской области и Киреевского района |
Практическая работа | |
15. |
Нивелирование склонов оврага в окрестностях г, Киреевска |
Практикум |
Верные и неверные утверждения |
16. |
Изображение рельефа местности горизонталями. |
Практическая работа |
Мозговая атака |
Атмосфера | |||
17. |
Основные метеорологические элементы. Метеорологические приборы |
Практическая работа |
Выглядит как… Звучит как… |
18. |
Метеорологические наблюдения. Наблюдения за облаками, направлением ветра. |
Экскурсия | |
19. |
Обработка результатов микроклиматических исследований в г. Киреевске: построение графика годового хода температур, высоты солнца и продолжительности дня. |
Практическая работа | |
20. |
Обработка результатов микроклиматических исследований в г. Киреевске: составление розы ветров и построение графика атмосферного давления. |
Практическая работа |
Верные и неверные утверждения |
21. |
Прогноз погоды: местные признаки погоды |
Экскурсия | |
22. |
Описание погоды за день, месяц по своему населенному пункту |
Практическая работа | |
23. |
Времена года и типы погоды на территории Тульской области, г. Киреевска |
Практическая работа |
Толстые и тонкие вопросы |
24. |
Составление характеристики климата Тульской области. Климат и человек |
Практическая работа |
Представление информации в кластерах |
25. |
Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта. Определение запыленности воздуха |
Практикум | |
Гидросфера | |||
26. |
Измерение длины реки по географической карте. Определение левого и правого берега, притоки левые и правые I,II и т. д. порядка |
Практическая работа |
Толстые и тонкие вопросы |
27. |
Описание реки Олень. Рекогонцеровка местности. |
Экскурсия | |
28. |
Гидрологические измерения на реке Олень |
Практикум |
Мозговая атака |
29. |
Составление гидрологической характеристики реки Олень. |
Практическая работа. | |
Биосфера | |||
30. |
Почвы, растительный и животный мир Тульской области. Изучение особенностей почв, растительного и животного мира г. Киреевска. Показать взаимосвязь между компонентами природы. |
Практическая работа |
Представление информации в кластерах, графический |
31. |
Изучение почвенного разреза |
Практикум | |
32. |
Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска |
Практическая работа. |
Представление информации в кластерах |
33. |
Описание природного комплекса «парк». Экологическое состояние |
Экскурсия. | |
34. |
Фенологические наблюдения. |
Экскурсия. | |
Всего: 34часа |
Конфликты в условиях учебной деятельности
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и ос ...
Деятельность социального педагога в организации здоровьесберегающей среды
Должность социального педагога введена в штатное расписание учреждений образования Республики Беларусь сравнительно недавно – с 1996 г. Социальные педагоги работают в дошкольный, общеобразовательных, ...