В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно–декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Значение изобразительной деятельности, ручного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают зарубежные ученые: Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт. Так В. Лоунфельд (США) называет ручное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Например, в последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи народного прикладного искусства в педагогическом процессе (работы А.Н. Бурова, Т.С. Комаровой, П.М. Якобсон, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Т.И. Хризман и др.). Народное декоративно-прикладное искусство одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Е.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой, Т.Н. Дороновой позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему выпускной квалификационной работы: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование основ ручного творчества в разновозрастной группе».
Объект исследования - процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – ручное творчество как средство художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе.
Цель исследования - определить роль ручного творчества в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Исходя из цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
изучить теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть особенности художественно-эстетического развития в условиях ДОУ;
дать анализ программам по художественно-эстетическому развитию в ДОУ;
разработать занятия по ручному творчеству.
Гипотеза исследования - процесс художественно-эстетического развития дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
рассмотрение теоретических основ художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
обеспечение программно-дидактическим материалом;
создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому развитию);
экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству в разновозрастной группе);
эмпирические (наблюдение, беседы).
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Р.А. Мирошкина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического развития на материале по ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического развития.
Практическая значимость работы заключается в разработке и представлении занятий по ручному творчеству для дошкольников в разновозрастной группе.
Мотивация учебно-познавательной деятельности умственно отсталых школьников
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о ...
Диагностика творческих способностей детей в художественной деятельности
С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребн ...